Добрый день, Кристина!
В среднем и старшем звене можно использовать работу в группах (лучше, если в команде будет 4-5 человек), причем для каждого нужно найти роль (если работа осуществляется на уроке, то это может быть капитан, который будет обобщать материал, набранный группой и выступать перед другими группами, 2 редактора: один находит нужную информацию по тексту учебника, а другой - из дополнительной литературы, 2 картографа, которые ищут информацию на картах; если задание дается на самостоятельное изучение, то состав команды может быть увеличен до 7, тогда каждому нужно напечатать задание и договориться о времени встрече с командой). Состав команды нужно будет периодически менять, чтобы учились общаться с разными людьми и выполняли разные роли. В течение четверти я обычно провожу 2 работы в группах в одном классе.
Можно использовать технологию развивающейся кооперации (Т. Акбашев), например, для объяснения сложного термина (погода, климат, природная зона, природно-территориальный комплекс). В конце четверти обобщающий урок лучше провести в игровой форме ("Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Крестики-нолики" и др.).
В 7 классе при изучении исследователей и первооткрывателей класс делится на группы из 3 человек и готовят ролевое выступление с декорациями на 2-3 минуты об открытии.
Походы, экскурсии, совместные выезды в другие города.
В любом случае совместная деятельность позволяет организовать общение ребят друг с другом. И не забудьте о правилах работы в группе.