Сайт учителя географии
Тулько Ольги Валерьевны
Пятница, 29.03.2024, 01:14

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методический сундучок | Регистрация | Вход
 
Меню сайта

Категории раздела
География [17]
6-11 классы
Природоведение [5]
5 класс
Внеклассное мероприятие [2]
Внеклассные мероприятия по географии, краеведению (изучение Республики Коми, Сыктывкара), экологии. Предметные недели.

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » География

Обобщение опыта по УУД
[ Скачать с сервера (47.6 Kb) ] 11.11.2013, 22:38

Формирование УУД на уроках географии

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта второго поколения, и призвана научить школьников учиться. Предполагается «переход к стратегии социального проектирования и конструирования; ориентация на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира как на основной результат образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка.


Потребность современного образования заключается во включении обучающихся во все виды деятельности, благодаря чему они могут раскрыть свои потенциальные возможности.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося (в младшем школьном возрасте) к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания (в старшем подростковом возрасте).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса).

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала), контроль и оценка.



Функции универсальных учебных действий:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в географии.



Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.



Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию собственной учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка —осознание обучающимися качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.


Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
 

Связь универсальных учебных действий с содержанием географии

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

География выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Например, на уроках в 8, 9 классе непосредственно речь идет о природе, населении и его хозяйственной деятельности на территории России; в 11 классе – сравнение России с другими странами мира. Данные курсы в наибольшей степени направлены на формирование российской гражданской идентичности школьников.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге происходит на уроках в 7 и 11 классах.

География — предмет преимущественно устный, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу для подтверждения своих гипотез, анализировать, сравнивать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Огромная роль уделяется работе в парах и группах: сложные определения и алгоритмы действия проговаривают в парах, проверяют друг друга, обмениваются заданиями, которые сами придумали (например, на уроке в 6 классе «Географические координаты»); в группах, как правило, работают при обсуждении проблемы или учебного проекта, где очень важен обмен мнениями (например, при изучении темы «Условные знаки» в 6 классе ребята в группах придумывают условные знаки к предложенному списку объектов, затем отбираем самые понятные и сравниваем со стандартными изображениями, после чего определяем какими качествами должны обладать условные знаки). Таким образом, идет формирование коммуникативных учебных действий.

Изучение предмета «География» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий:

• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий: анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения.

Например, в 6 классе при изучении темы «Географическая карта» учащиеся находят в тексте отличительные признаки карты от плана местности. В теме «Ветер» ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи «температура – давление – направление ветра».

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование возможностей современной информационно-образовательной среды.

Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.

Формируется предметная ИКТ-компетентность, когда учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации и видеофрагментов для решения учебных и самостоятельных познавательных задач через систему Интернет, создают презентации к своим выступлениям, работают с электронными тестами по географии, строят графики, таблицы, схемы, создают тематические наглядные рисунки на компьютере, осуществляют несложные наблюдения, сбор числовых данных, проводят опыты с помощью инструментов ИКТ. Возможно использование компьютера при работе с картой (проверка номенклатуры, работа с ГИС).

Чтобы сформировать регулятивные универсальные учебные действия, на своих уроках применяю модули, привлекаю учащихся к постановке цели урока и задач, составлению плана изучения темы.

Например, модули по темам «Части Мирового океана» (6 класс), «Австралия» (7 класс), «Природные зоны России» (8 класс), «Черная металлургия» (9 класс), «НТР» (10 класс), «ФРГ» (11 класс).

Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения географии опыт деятельности по получению нового знания, использования в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний, умений и географической информации, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.



Технологии на системно-деятельностной основе:

·    проблемный диалог,

·    продуктивное чтение,

·    технология оценивания (рефлексия).



Этапы урока в системно-деятельностном подходе:

·    Целеполагание (постановка практической или другой задачи, например, через создание проблемной ситуации)

·    Организация мыслительной деятельности учащихся (анализ, классификация, наблюдение и др.)

·    Предъявление результатов мыслительной деятельности учащихся.

·    Обсуждение результатов.

·    Промежуточная рефлексия.

·    Применение способа предметного действия, правила, алгоритма.

·    Контроль и оценка.

·    Итоговая рефлексия.



Критерии сформированности УУД:

·    соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

·    соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.



Оценивание - действие по соотношению работы с образцом по выбранным критериям.

Уровни оценивания: базовый и повышенный.



Таким образом, используя современные технологии системно-деятельностного подхода, учитель формирует у обучающихся УУД на своих уроках.


Категория: География | Добавил: olga_tulko
Просмотров: 7309 | Загрузок: 579 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Прогноз погоды

Друзья сайта
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования Республики Коми
  • Управление образования администрации МО ГО "Сыктывкар"
  • Сайт школы №24
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Информационный портал ЕГЭ

  • Посетители сайта


    Тулько О. В. МАОУ "СОШ № 24" © 2024