Пояснительная записка к курсу "Землеведение" 6 класс
Тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования «География Земли» под редакцией И. В. Душиной, изданной в 2003 году издательством «Дрофа» с учетом обязательного минимума содержания образования и включением национально-регионального компонента.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования в VI классе отводит 35 часов (1 учебный час в неделю).
Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в национально-региональный компонент перенесен 1 час в неделю учебного предмета География. Указанный час рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
В 6 классе учащиеся приступают к изучению единого учебного предмета «География». Поэтому, главная цель изучения курса в основной школе – овладеть «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении ребята должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности и в классе.
На относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях ближайшего окружения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью, с ее основными отраслями, с условиями быта, труда, отдыха, культуры, с взаимосвязями в системе «природа - человек».
Краеведческий принцип в содержании курса и в технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе (на локальном уровне: «Наша местность») как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие предметные понятия («горы», «равнины», «река», «климат» и др.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком.
|